Конкурсы рба в 2017 году


IMG_2223.JPG
Рамазанова Н. А.
заведующая организационно-методическим отделом

Библиотечную жизнь сегодня нельзя назвать скучной. Стремительно меняющееся время не дает возможности передохнуть и преподносит все новые и новые сюрпризы, заставляя не просто думать, а вносить инновации в каждодневную работу муниципальной библиотеки.
Сегодня Правительство, наконец-то, повернулось лицом к библиотечным проблемам. Это вселяет в нас надежду на будущее. Но при этом требования к библиотекам возросли многократно. Чтобы выжить сегодня мы должны быть не просто хранилищами документальных фондов, мы должны стать мобильными информационными и социальными центрами. Мы должны быть востребованы обществом.

Не секрет, что сегодня происходит старение кадров, высок уровень текучести, причем, в первую очередь, среди пришедших вновь молодых кадров. Происходящее «вымывание» именно профессионалов из библиотечной отрасли, приводит к тому, что основную нишу библиотечной когорты занимают педагоги, прерывается преемственность в основной деятельности библиотек.
С другой стороны, на фоне стремительно развивающегося общества, постоянно возрастают требования к компетенциям современных библиотечных работников. Сегодня они должны не только хорошо знать основы своей профессии и фонды библиотек, но и владеть современными информационными технологиями, применяемыми в библиотечной практике.

Сегодня уже никому не надо доказывать, что из всех ресурсов главный ресурс – это люди. Нельзя заставить или вынудить работника полностью использовать свой потенциал для успешного процветания организации. Самоотдача персонала, готовность людей внести максимальный вклад в работу библиотеки определяются их собственным желанием трудиться в полный накал, настроенностью на качественную работу. Не последнюю роль в этом играет профессиональная подготовка и переподготовка работников. Ведь чем полнее сотрудник сумеет реализовать свой профессиональный потенциал в интересах организации, тем выше его рабочие результаты, а значит и всей организации.
Администрация нашей библиотеки всегда была заинтересована в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный обеспечить высокий уровень эффективности работы всей организации.

Основная группа сотрудников библиотеки – это библиотекари и педагоги. Практика показывает, что педагогические работники быстро адаптируются в библиотеке, приобретают необходимые знания и навыки, имеют возможность строить успешную карьеру. Это можно объяснить тем, что требования к профессиональным качествам и личностным способностям библиотекаря и педагога во многом совпадают.
Ожидать изменения кадровой ситуации в ближайшее время не приходится, а значит, в перспективе у ЦГБ возникнет потребность в квалифицированных каталогизаторах, систематизаторах, библиографах.

Обеспечить преемственность при отсутствии пополнения коллектива библиотеки специализированными кадрами довольно сложно, но выход можно найти всегда. Поэтому, во главу угла в нашей Библиотеки поставлена задача организации системы повышения квалификации работающих в ней специалистов. Причем, под повышением квалификации подразумевается как расширение и углубление уже имеющихся знаний, так и получение, и освоение новых навыков и приемов работы.
К системе мероприятий по повышению квалификации специалистов Библиотеки применяются следующие требования:
· полный охват всего персонала (каждый сотрудник должен повысить свой профессиональный уровень через определенное время)
· дифференцированный подход к разным категориям персонала (зависит от образования, стажа работы, занимаемой должности)
· непрерывность процесса (повышение квалификации происходит постоянно)
· системность и последовательность мер по повышению квалификации персонала (планирование данной деятельности)

В нашей библиотеке существует определенная система по повышению профессионального уровня специалистов, адаптированная на требования времени. В эту систему входят: заочное обучение в профильных средне-специальных и высших учебных заведениях; обучение на областных курсах повышения квалификации; командировки; многоуровневая программа "Библиотекарь-профессионал"; "Школа современного библиотекаря"; проект "Повышение компьютерной грамотности сотрудников МБУК "ЦГБ"; Дни специалиста; конкурсы; подготовка и издание методических пособий; использование современных информационных технологий (презентации, предоставление информации на сайте библиотеки в разделе "Профессионалу", выпуск информационной профессиональной газеты "Библиопрофи").

Высокий образовательный уровень сотрудников ЦГБ позволяет говорить о наличии в системе высокопрофессиональной команды специалистов. Из 138 специалистов 108 имеют высшее образование, в том числе 29 высшее библиотечное, из 25 специалистов со средне-специальным образованием 14 имеют библиотечное. 130 человек имеют подготовку по использованию ИКТ. Специалисты нашей библиотеки постоянно учатся.
Только за последние два года (2011-2012г.) 7 человек получили высшее образование: 6 сотрудников закончили Челябинскую государственную академию культуры и искусства, по специальности «Менеджер информационных ресурсов» (в том числе один получил диплом с отличием). Директор библиотеки Н.П. Якимова получила второе высшее образование. Наталья Петровна закончила Уральский межотраслевой институт на базе Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина.
8 сотрудников – закончили заочное обучение по системе переподготовки в Нижнетагильском педагогическом колледже №1, специальность «Библиотековедение» с квалификацией «Библиотекарь».
2 новых сотрудника – поступили на заочное обучение по системе переподготовки в Нижнетагильском педагогическом колледже №1, специальность «Библиотековедение».
1 работник – учится в Нижнетагильской социально-педагогической академии (социально-экономический факультет, специализация – документоведение и документационное обеспечение управления).
Сегодня у нас появилась хорошая возможность повысить свой квалификационный уровень, не выезжая из города. Я имею в виду проведение курсов повышения квалификации областного уровня на нашей территории. И тут хочется сказать большое спасибо специалистам наших областных библиотек, предоставившим нам такую возможность.

В марте 2011г. на базе ЦГБ специалисты Свердловской областной библиотеки для слепых провели выездной научно- методический семинар "Тифлотурне", в котором приняло участие более 80 человек, в том числе 15 наших специалистов.
В апреле 2012 года в ЦГБ прошли выездные курсы повышения квалификации библиотекарей муниципальных библиотек "Современная муниципальная библиотека", организованные Министерством культуры и туризма Свердловской области и СОУНБ им. В.Г.Белинского.
Слушателями курсов стали 21 специалист МБУК "ЦГБ" и 8 специалистов библиотек города (НТБ НТГСПА, НТПТТ, БИЦ НТИ (филиал) УРФУ, НТБ ОАО "НПК "Уралвагонзавод").
Кроме того, 14 специалистов воспользовались возможностью послушать отдельные лекции, которые были для них интересны. Библиотекари получили хороший профессиональный и творческий заряд, который поможет им сделать работу своих библиотек более интересной, насыщенной и разнообразной. Время занятий составило 72 часа. По итогам курсов слушателям вручены лицензионные сертификаты

В октябре 2012г. на базе МБУК "ЦГБ" была проведена двухдневная Областная школа методиста. Методическому отделу СОУНБ им. В.Г. Белинского удалось сформировать программу, собравшую более 60 специалистов области. От коллектива ЦГБ в занятиях школы приняло участие 20 специалистов.
Главная темы школы была обозначена как «Я концепция методиста». Тема вызвала интерес. Всем было интересно узнать, что может и что хочет современный методист, кто такой идеальный методист, заменит ли живого методиста Интернет.

Сегодня мы стали более мобильными. С заинтересованностью и удовольствием выезжаем на разные семинары в Екатеринбург. И не только слушаем и впитываем нужную информацию, а ещё учимся и получаем заслуженные сертификаты.
В 2011 году три специалиста ЦГБ прошли обучение и получили сертификаты:
- в ООО "Агентство правовой поддержки "Гарант-область" г. Нижний Тагил по теме: "Базовые знания возможностей использования системы "Гарант эксперт";
- в Региональном центре ООО «Диалог Плюс» г. Нижний Тагил по теме: "Консультант Плюс: технология 3000".
Зав. отделом электронной и правовой информации ЦГБ Сафронеева Е.В. прошла обучение на курсах НЧОУ по теме "Охрана труда и безопасность" и получила сертификат.
Зам. директора Шейченко Н.А. прошла обучение на семинаре, организованном ООО "Центр консалтинга" (г. Пермь) по теме: "Новое в законодательстве 94-ФЗ. Законопроект "О федеральной контрактной системе". Вопросы заключения государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений".
Зам. директора Шейченко Н.А. приняла заочное участие в вебсеминаре по теме "Закон о персональных данных".
В феврале 2012 года группа специалистов ЦГБ (25 чел.) приняла участие в работе семинара "Использование важнейших исторических событий России и Урала для патриотического воспитания молодежи".
Семинар проходит в Уральском центре Б. Н. Ельцина в г. Екатеринбург. Для участников была проведена экскурсия по музею Б.Н.Ельцина. Надо сказать, что это уже четвертая поездка в Центр Ельцина. И каждый раз наши коллеги привозили в подарок от Центра до 100 книг.

Большой информационный потенциал у командировок. Каждая такая поездка заряжает мозги библиотекарей новыми открытиями, заставляет переосмыслить то, что уже казалось нельзя изменить, вызывает всплески идей, способствует переосмыслению своих взглядов и позиций. Словом заставляет работать интереснее и творчески. Хочется отметить, что обмен опытом во время командировок позволяет не только генерировать новые идеи, но и заводить новые знакомства, распространять собственный опыт и учиться у коллег. За два последних года специалисты разных уровней (от главного библиотекаря до директора библиотеки) более 60 раз выезжали в командировки в Екатеринбург, города области (Ирбит, Асбест), города России ( г. Самара, Томск).

Мы всегда считали, что кадры надо растить самим. Главный принцип сотрудников нашей библиотеки: хочешь расти – учись.
Поэтому у нас налажен целый комплекс мероприятий по повышению квалификации наших специалистов, разработанный с учетом не только возрастного и образовательного ценза, но и с учетом стажа и индивидуальных возможностей каждого работника, нацеленные на решение современных условий работы библиотеки и опережающие их на шаг вперед.

В течение года мероприятия по повышению квалификационного уровня сотрудников ЦГБ проходят в рамках комплексной программы повышения квалификации "Библиотекарь-профессионал", "Школы современного библиотекаря", "Повышение компьютерной грамотности сотрудников МБУК "ЦГБ".
Занятия проходили в виде обучающих семинаров, Дней специалиста, Дней информации, лекций, бесед, методических консультаций, практикумов, выездных круглых столов. Ежегодно более 100 сотрудников имеют возможность принять участие в обучающих мероприятиях в рамках этих обучающих программ.
Коротко остановлюсь на наших обучающих программах.
Важным звеном системы является многоуровневая программа повышения квалификации "Библиотекарь-профессионал", разработанная в рамках муниципальной целевой программы "Развитие библиотечного дела в г. Нижний Тагил" еще в 2001 году.  На сегодняшний день "Программа…." не потеряла своей актуальности. Это гибкая и мобильная система, нацеленная на повышение профессионального мастерства, обеспечения обновления знаний и умений в соответствии с меняющимися требованиями к работе современной библиотеки.
Цель программы "Библиотекарь-профессионал": создание непрерывной системы обучения персонала с учетом образования, стажа работы и занимаемой должности для обеспечения эффективной работы библиотеки.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Стратегические задачи: приведение знаний, умений и навыков персонала библиотеки в соответствие с требованиями предъявляемыми обществом к современной публичной библиотеке.
Исследовательские задачи: сбор информации до, во время и после обучения различных категорий персонала, анализ и обобщение полученных результатов – для определения потребностей персонала библиотеки в обучении и разработке структуры и содержания учебной программы «Библиотекарь-профессионал».
Оценка эффективности проведенных занятий, определение полезности учебной программы для каждой из категорий обучающихся сотрудников, через анкетирование и специальное тестирование.

Программа состоит из 3 уровней:
"Начинающий библиотекарь" - первый уровень для сотрудников, проработавших в системе ЦГБ менее трех лет и не имеющих специального библиотечного образования. Эта программа дает начинающим сотрудникам первоначальную подготовку, так называемое «вхождение в профессию» библиотекаря. Программа рассчитана на 4 дня. В рамках первого уровня обучающей программы слушателям предлагаются следующие темы: Миссия библиотеки. Социальная функция библиотеки; Правовое поле библиотеки: основные нормативные и локальные документы. Правовое регулирование библиотечного обслуживания детей; Библиотечное обслуживание: теоретико-методологические основы; Организация библиотечных фондов в современных условиях; Классификация произведений печати. Знакомство с ББК. Методика классификации; Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система библиотечных каталогов и картотек. Справочно-библиографическое обслуживание читателей;  Информационная составляющая библиотеки. Организация выставочного пространства; Массовая и индивидуальная работа с читателями;  Профессиональное сознание библиотекарей. Психологические аспекты общения: библиотекарь-библиотекарь, библиотекарь-читатель; Маркетинговая деятельность библиотеки. Разработка и реализация программ; Современные информационные технологии в обслуживании читателей и в работе библиотекаря;  Организация библиотечного пространства.

Мы счастливый коллектив, большинство сотрудников преданны своей библиотеке и работают долго и плодотворно: 29 % сотрудников работают в системе от 3 до 10 лет, 56% – работают в библиотеке свыше 10 лет. Но знания полученные сотрудниками в учебных заведениях несколько лет назад устаревают, значит, возникает необходимость их существенного обновления.

"Библиотекарь-практик" - второй уровень программы разработан для сотрудников, проработавших в системе ЦГБ более трех лет, А так как таких специалистов большинство, то году обучение проходило по группам 10-15 человек, чтобы не оголять рабочие места. Ценные кадры библиотекарей-стажистов повышают свой профессиональный уровень в течение 3 учебных дней.
Цель обучения библиотекарей со стажем несколько иная, т.к. предполагается, что они уже знакомы с основами "библиотечной профессии": углубление уровня профессиональной компетенции.
Слушателям второго уровня предлагаются темы занятий, затрагивающие как теорию, так и практику библиотечной работы. Для примера могу назвать некоторые из них: Библиотека в правовом поле. Государственная библиотечная политика; Основы коммуникационной культуры библиотекаря. Психологические аспекты библиотечного общения; Новые технологии в справочно-библиографической и информационной работе библиотеки. Автоматизация библиотечных процессов; Новый уровень организации обслуживания пользователей библиотеки. Социализации деятельности библиотеки; Маркетинговая деятельность библиотеки; Современные аспекты библиотечной профессии.

Обучение руководящего состава имеет особое значение для любой организации, ведь работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных. Даже самый ответственный и добросовестный руководитель, который не обладает знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям, будет служить тормозом для своей организации или структурного подразделения. На иерархической лестнице ЦГБ можно увидеть, что в системе ЦГБ существует – 5 руководителей высшего звена (директор и четыре заместителя) и 36 специалистов – руководители среднего звена (заведующие отделами, филиалами и секторами). Обучение руководящего звена проходит на третьем, завершающем программу уровне, который получил название "Современный руководитель".
Обучение руководящего звена сегодня является одним из самых значительных ресурсов в повышении эффективности работы библиотеки. Наибольшими шансами добиться успеха обладают те руководители, которые умеют быстро и своевременно овладеть новыми методами работы, и которых не пугают происходящие в библиотечном деле перемены.
Оторвать от дела руководителей различных структурных подразделений ЦГБ оказалось сложнее, чем персонал. Поэтом, после долгих согласований было принято решение о проведении для них одно-двухдневных обучающих семинаров, в задачу которых входит:
· дать руководителям знания, необходимые для успешного решения стоящих перед ними задач (основы управления библиотекой, хозяйственно- правовая база управления библиотечным делом, управление библиотечным персоналом, библиотечный маркетинг и др.).
· обучить их навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства (работа в группе, разрешение конфликтов, принятие решений и др.).
Отбор тем для руководителей при подготовке третьего уровня программы обусловлен условиями сегодняшнего дня: « Роль современного руководителя в системе управления библиотекой»; «Реструктуризация библиотечной сети»; «Инновационная деятельность в библиотеке»; «Мотивация труда персонала»; «Социально-психологические основы управления библиотекой»; «Современные информационные и библиотечные технологии»; «Менеджмент руководителя или маркетинговая политика управления библиотеко; «Правовое регулирование библиотечного обслуживания детей»; «Основы фандрайзинга для библиотеки"; «Локальные нормативные акты муниципальной библиотеки»; «Нормы времени на основные библиотечные процессы.

Учеба руководящего звена дает возможность внимательнее присмотреться к своему опыту и выработать систему приоритетов, отвечающую современным требованиям, предъявляемым к руководителю библиотечного подразделения. В рамках занятий мы старались минимально использовать лекционные формы подачи учебного материала и максимально широко использовать методы активного обучения.
Помимо занятий на профессиональные темы, слушателям всех трех уровней предлагались темы для расширения кругозора: обзоры профессиональной прессы, методических пособий, художественных журналов, новинок литературы. Благодаря наличию в штате библиотеки профессионального психолога с каждой группой психологические тренинги по регулированию конфликтных ситуаций, как с читателями, таки внутри коллектива.
В рамках программ слушателям предлагаются лекции, мастер-классы, тестирования, ролевые и деловые игры, практические занятия, творческие лаборатории, инструктажи, круглые столы.

Библиотекари МБУК «ЦГБ» проходят курс занятий в рамках каждого уровня раз в 3 года, что соответствует требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого на XIII РБА. Программа "Библиотекарь-профессионал" имеет большой резонанс в городе. Многие специалисты
библиотек других ведомств хотят принять участие в занятиях разных уровней программы. Мы никому не отказываем, т.к. понимаем, что дальнейшее развитие библиотечного дела зависит от каждого библиотекаря, не зависимо к какому ведомству относится его библиотека.
Комплект методических пособий многоуровневой программы "Библиотекарь-профессионал", вошел в десятку лучших по итогам III Всероссийского конкурса для муниципальных библиотек "Современные тенденции в обслуживании читателей" и был отмечен денежной премией.

Сегодня роль библиотеки в современном сообществе стремительно меняется. Это связано не только с теми глобальными переменами, которые происходят в нашем обществе, но и в стремительном внедрении во все сферы жизни информационных технологий. Сегодня, чтобы выжить, нужно быть активным, мобильным, необходимым и ничего не бояться. Поэтому, для постоянной поддержки библиотечной работы в тонусе у нас работает "Школа современного библиотекаря".
Цель "Школы":
всегда шагать в ногу со временем.
Задача, которую она ставит перед собой, заключается в постоянном стимулировании библиотечных процессов через быстрое реагирование на все нововведения в библиотечное дело.

Первоначально планировалось, что занятия этой школы будут посещать сотрудники структурных подразделений ЦГБ. Но, слухами земля полнится. Как только о нашей "Школе" узнали сотрудники других библиотек города, они тоже стали приходить к нам на занятия. Иногда на занятиях собирается до 100 человек. Для многих это единственная возможность получить полноценную консультацию по актуальному вопросу современной библиотечной деятельности.
В рамках работы "Школы современного библиотекаря" используются самые разнообразные формы общения: семинары, круглые столы, творческие лаборатории, мастер-классы, профессиональные консультации, маркетинговые формы: анализ и исследования профессиональной деятельности. Главное в подготовке и проведении этих мероприятий – актуальность темы, возможность обменяться опытом, получить ответы на вопросы.
Важным моментом занятий в рамках "Школы" является избирательный момент в подборе слушателей. На "Школу", как правило, приглашается именно та группа библиотекарей, для которой та или иная тема наиболее актуальна. Среди наиболее интересных занятий можно отметить следующие:
"Роль библиотеки в формировании круга детского чтения" - семинар-практикум;
Тема возникла не случайно. Объединение двух систем заставило ещё раз заострить внимание на детском чтении, поделится опытом работы, найти точки соприкосновения. На семинаре говорили об опыте работы по формированию круга детского чтения; работы библиотеки с семьей; формах работы по формированию круга детского чтения; возможностях использования современных технологий в руководстве детским чтением; детских сайтах и возможностях сайта ЦГБ.
"Организация библиотечного обслуживания читателей от 0 до 14 лет" – семинар – практикум. В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы: "Правовое регулирование библиотечного обслуживания детей: обзор основных правовых и нормативных документов"; "Возрастные особенности читателей – детей, типология читателей"; "Организация библиотечного пространства для читателей от 0 до 14 лет"; "Индивидуальная работа с читателями в библиотеке. Изучение читателей"; "Индивидуальная работа: формы и методы"; "Особенности массовой работы с детьми";
Для участников семинара была поведена деловая игра «Библиотекарь и читатель: диалог на равных». Интерес слушателей вызвала презентация программы литературного развития читателей 7-9 лет «Вместе с книгой мы растем».
«Тагил на блюдечке»-
семинар, посвященный 290-летию Нижнего Тагила. На семинар были приглашены и специалисты библиотек города. В рамках семинара:
- дана консультация по краеведческой работе в библиотек;
- представлен опыт краеведческой работы абонемента ЦГБ;
- представлены формы работы с детьми по краеведению;
-прозвучал интересный рассказ о тагильских краеведах С.В. Ганже и Н.А.Мезенине;
- представлены виртуальные краеведческие ресурсы;
- сделан обзор издательской продукции специалистов МБУК «ЦГБ» о Нижнем Тагиле.
По итогам семинара выпущено методическое пособие «Тагил на блюдечке» и CD-диск с презентациями мероприятий семинара.

«Что написано пером…» - обучающий семинар по вопросам издательской деятельности. Слушателей познакомили с локальными правовыми документами, направленными на организацию издательской деятельности и работы редакционно-издательской комиссии; рассказали о требованиях к подготовке и выпуску печатных изданий; научили правильно составлять библиографические списки к печатным изданиям; рассказали о правилах описания сайтов, использованных при подготовке того или иного издания. На занятии присутствовало 35 человек.
Особо хочется остановиться на занятиях «Школы», направленных на организацию работы руководителей структурных подразделений. Задача этих занятий – быстро настроить и научить руководителей организационным процессам перестройки деятельности библиотеки согласно требованиям времени. Как правило, темы, затронутые на занятиях «В блокнот руководителя», «Тема дня», «В тему», не терпят отлагательств.
В рамках занятий для руководителей был рассмотрены темы: Исполнение ФЗ «О персональных данных» в процессе обслуживания читателей в библиотеке; Паспорта массового мероприятия; Акты на списание; Правила электронного учета посещений сайта общественного доступа в библиотеке; Работа в рамках летней программы «Ключ от лета»; Анализ объезда филиалов группой специалистов; Консультация по ведению формуляров и др.
Такие мероприятия дают хороший положительный эффект, т.к. даются консультация по актуальным вопросам, принимаются единые решения, даются методические рекомендации по исправлению ошибок и внедрению инноваций в работу всех структурных подразделений.

В рамках «Школы современного библиотекаря» были проведены:
- творческая лаборатория «Новое тысячелетие: Библиотека и чтение подростков и юношества»;
- мастер-класс «Традиции и инновации в пропаганде периодических изданий»;
- мастер-класс «Библиотека как самостоятельное юридическое лицо»;
- семинар «Библиотека как источник сохранения исторической памяти россиян»;
- творческая лаборатория «Милосердие на книжной полке» по библиотерапи;
- круглый стол «Рамка для портрета: роль личности библиотекаря в повышении имиджа библиотеки»
- трудовой ликбез «Изменения в трудовом кодексе, отпуска, больничные листы, заработная плата»;
Практически по всем темам были разработаны и изданы методические пособия.
В рамках «Школы современного библиотекаря» ежегодно проходит до 10 занятий. Они как скорая помощь помогают решать острые вопросы и быстро реагировать на нововведения в библиотечную практику.

Хочу обратить ваше внимание на работу одного из блоков программы «Библиотечные университеты» (2009-2012гг.) – это блок «Библиотекарь читающий», направленный скорее на самообразование библиотекарей, чем на повышение профессионального уровня. Организатор и ведущая занятий университета – заведующая сервисным центром ЦГБ Шашкина А.Л. Подробнее.
Программа рассчитана на библиотекарей, которые любят и хотят читать. Если вначале мероприятия в рамках программы носили больше ознакомительный характер, то на сегодняшний день это интересные, творческие занятия. Каждый участник может проявить свой талант, фантазию в процессе подготовки материалов к очередному занятию университета. Занятия представляют собой интереснейшие встречи с творчеством различных писателей, рассказы об отдельных произведениях современных писателей и писателей - классиков, представленные с точки зрения каждого участника, рассказы об экранизации произведений, о современных формах знакомства с книгой: буктрейлере и сетевой литературе.
Занятия проходят в форме обсуждений, показа творческих презентаций, выполнения домашних заданий и рефлексии по окончании занятия в виде написания синквейнов.
Сегодня это скорее клуб единомышленников, которые не только интересуются новинками литературы, но готовы поделиться и своими взглядами, и своими интересами, задать коллегам вопросы. Постоянная группа библиотекарей - 15 человек. Ежегодно это 6 -7 интереснейших занятий.
Отчетные материалы о занятиях Университета публикуются на сайте ЦГБ: раздел «Профессионалам», рубрика «Университет «Библиотекарь читающий».
В 2012г. количество просмотров статей о занятиях составило 5 143.

Опыт других всегда был хорошим помощником по обновлению процессов библиотечного обслуживания читателей. Поэтому одна из любимых форм повышения профессионального уровня наших сотрудников – это Дни специалиста. Такая форма профессионального общения очень действенна, т.к. люди могут на месте посмотреть, задать вопросы, обменяться мнениями, поделиться опытом, внести предложения. Как правило, проводится такой День специалиста на территории отдельного структурного подразделения, где сотрудники филиала или отдела, делятся своим опытом, рассказывают о достижениях, программах и исследованиях, знакомят с интересными мероприятиями.Наиболее интересными стали дни специалиста:
«Патриотизм – ценность непреходящая». Тема Дня специалиста была выбрана не случайно. Предварительный анализ запросов сотрудников библиотек города показал, что именно эта тема наиболее востребована в последнее время. Поэтому на этом мероприятии присутствовало более 100 библиотекарей из разных библиотек города. Все участники получили в подарок указатель «Патриотизм – ценность непреходящая», подготовленный специалистами справочно-библиографического отдела ЦГБ, и дайджесты по теме мероприятия.
«Корни и крона» - необычный День специалиста. О себе рассказывали «корни» 7 внутренних отделов ЦГБ, а слушала их «Крона» - структурные подразделения МБУК «ЦГБ». Роль ствола досталась администрации центральной городской библиотеки. Цитатой к мероприятию были взяты слова Д. Лихачева «Культура как растение. У неё не только ветви, но и корни. Важно, чтобы рост начинался с корней».
Вся работа была представлена электронными презентациями, в которых присутствовали, как деловая, так и развлекательная части. Это была самая многочисленная презентация и по количеству отделов, и по количеству слушателей (70 человек).
Большинство слушателей на Дне специалиста были молодые библиотекари, так как такая презентация хороший наглядный урок для молодых библиотекарей и возможность познакомится с опытом работы библиотекарей-стажистов.
День специалиста «Островок любви и надежды» (филиал № 6 ЦГБ)
Этот филиал для проведения Дня специалиста выбран не случайно. Территориально в этом здании с 2009г. находится детская библиотека. В 2010г. в связи с объединением двух систем, здесь практически полностью поменялся коллектив. Пришли работать сотрудники из фил. №10 взрослой системы. Активный, творческий коллектив не только привел за собой своих читателей, но за год стал родным для всех читателей микрорайона. Библиотеку полюбили, здесь проводится много творческих встреч, ведется интересная работа с малышами и детьми-инвалидами, с подростками и старшеклассниками, за книгами приходят и родители, и дети.
Специалисты филиала работают по программе «Библиогород», которая объединяет работу по нескольким направлениям: краеведение (программа «Люби и знай родной свой край»), работа с детьми – инвалидами (программа «Шаг навстречу»), подростками (клуб «Сам себе адвокат»), обучение иностранным языкам (программа «Иностранные языки – вещь хорошая». Сотрудники филиала отметили свое новоселье, с чем их поздравили коллеги и пожелали, чтобы этот книжный дом стал вторым домом для каждого читателя. Участники Дня специалиста дали высокую оценку работе коллег.
День специалиста «Дом родной библиотека» (филиал №3 ЦГБ)
Мероприятие было посвящено 65-летию библиотеки и стало своеобразным отчетом о работе филиала. В филиале работает дружный, творческий коллектив, который неоднократно принимал у себя коллег. Этому коллективу есть что показать и о чем рассказать. Библиотека имеет хороший опыт работы с разными возрастными категориями читателей, имеет большой опыт социальной работы. Библиотека - единственная на Старателе и действительно является родным домом для своих читателей, жителей поселка.
Специалисты филиала познакомили гостей с работой в рамках программы филиала «От сердца - к сердцу, от души - к душе», которая отражает три основных направления работы филиала: с людьми с ограниченными возможностями конкурсы рба в 2017 году по здоровью («Солнце светит всем»), с пенсионерами и ветеранами («Золотой возраст…»), с детьми («Подарим детям праздник).
День специалиста «Интересное в библиотеке» (филиал №18 ЦГБ).
Филиал работает с детьми, раньше входил в систему детских библиотек. Профиль работы сохранился, накоплен интересный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями по здоровью.
Сотрудники филиала показали отдельные интересные моменты своей работы: о работе с семьей по руководству чтением на примере комплексной программы «Неразлучные друзья: мама, папа, книга, я», о социальной работе филиала, об эффективных способах привлечения читателей в библиотеку на улице, возле библиотеки, о проведении Дней открытых дверей, о «Клубе летнего чтения».
В заключение коллектив показал веселую программу, испытав самих библиотекарей на ум, фантазию и творческие находки. В ходе мероприятия специалисты применяли современные технологии, которые позволили сделать его зрелищным и интересным.

Одной из форм стимулирования повышения квалификационного уровня является проведение внутрисистемных профессиональных конкурсов. Соревновательный момент этих конкурсов заставляет наших коллег приложить какие-то усилия, проявить инициативу, раскрыть свой талант, а главное изучить опыт коллег и применить его с инновационными нововведениями на практике.
Каждая тема очередного конкурса дает возможность наладить, улучшить работу в каком-то направлении библиотечной деятельности или подвести итог достижениям. Вот несколько тем наших профессиональных конкурсов: «Лучшая постановка справочно-библиографической работы», «Региональный компонент в работе современной библиотеки», «Чтение и читатель в современной библиотеке», «Современная библиотека: стиль и имидж», «На лучшую организацию библиотечно-библиографических занятий», «Салют, Победа!»: к юбилею Победы Великой отечественной войне, «Тагил, ты дорог нам и мил…» - к 290-летию Нижнего Тагила; «Звездная эстафета», посвященный Году российской космонавтики. В 2013 году у нас проходит конкурс «Здравствуй, читатель!», направленный на улучшение организации обслуживания детей.

С целью оказания методической помощи библиотекарям в организации работы библиотеки и улучшения качества обслуживания читателей сотрудники отдела разрабатывают и издают методические пособия. Тематика и объем их разнообразны: от дайджеста до солидного сборника. На страницах методических сборников даются не только рекомендации и советы, списки методической литературы, но и раскрывается лучший опыт коллег. Методические сборники выпускаются по итогам конференций, мастер-классов, круглых столов. Они отражают лучшие конкурсные работы, сценарии, дают основы библиотечной деятельности. На сегодняшний день это более 100 изданий, которые помогают в организации работы не только сотрудникам нашей библиотеки, но и библиотекарям города. Особым спросом пользуются: "Календарь знаменательных дат"(ежегодно готов в августе); "Блокнот руководителя"; "Книжная выставка в поисках нового образа"; "Выставка в интерьере современной библиотеки"; "Массовая работа"; "На крутых виражах библиографии"; "Милосердие на книжной полке: библиотерапия";"Новое тысячелетие: библиотека и чтение юношества"; "Социальное пространство – важная составляющая библиотечной деятельности"; "Здравствуй читатель!: организация библиотечного обслуживания читателей от 0 до 14 лет" (материалы семинара-практикума; "Звёздная эстафета": сборник методических материалов по итогам профессионального конкурса, на лучшее массовое мероприятие, посвященное Году российской космонавтики; "Как на книжкины именины": сборник методических материалов; "Добро и зло": молодёжный экстремизм; - Энергетические напитки: за и против"; "Нормы времени на подготовку и проведение массовых мероприятий в МБУК "ЦГБ""; "Незаметно с книгой пролетело лето": из опыта работы библиотек в рамках летней каникулярной программы "Ключ от лета" ; "Была война…": сборник методических материалов по итогам профессионального конкурса, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне; "Тагил на блюдечке": материалы краеведческого семинара (+ электронный диск с презентациями); "Интерактивные формы работы"; "Наука жить вместе: поговорим о толерантности"; "Библиотека + семья: шаг в будущее России" (материалы конференции); "Война 1812 года" и др.

Я уже говорила, что большинство наших специалистов владеют основами компьютерных знаний. Но время требует перемен и наши специалисты стремятся овладеть новыми программами, для того чтобы с пользой применить их на практике. Для этого специалисты отдела автоматизированных технологий ведут занятия в рамках обучающей программы «Повышение компьютерной грамотности сотрудников МБУК «ЦГБ». Наши коллеги легко освоили программы Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel и многие другие.
Сотрудники ОАТ провели для коллег интересный обучающий семинар «Интернет – как инструмент в работе библиотекаря», День информации «Интернет в профессиональной информационной деятельности библиотекаря». На занятиях собирается до 40 человек одновременно. Подробнее.
Специалисты отделом электронной и правовой информации ЦГБ провели 18 обучающих занятий (в том числе и выездные для филиалов ЦГБ) по теме «Организация и функционирование Центров общественного доступа». Всего проведено занятий для 74 сотрудников ЦГБ.
В мае 2012г. 3 специалиста ЦГБ обучение на курсах по программе «АРМ каталогизатор» системы ИРБИС и формат RUSMARC в машиночитаемой каталогизации» в СОБДиЮ и получены сертификаты.
В октябре 2012г. на базе ЦГБ сотрудниками ГПНТБ СО РАН были проведены курсы повышения квалификации «Технологии ИРБИС-64». 10 наших сотрудников по результатам обучения получили сертификаты. Наши коллеги хотят шагать в ногу со временем и применять информационные технологии в своей работе, поэтому с удовольствием учатся овладевать современными программами и технологиями.

Современные информационные технологии активно внедряются в работу библиотеки. Сегодня в каждом структурном подразделении МБУК «ЦГБ» есть доступ к сайту, электронная почта. Это позволяет методистам оказывать методическую помощь быстро и на расстоянии, что способствует не только повышению профессионального уровня наших сотрудников, но и оперативному внедрению в работу новых направлений деятельности библиотек. Сегодня мы на семинарах, мастер-классах, конференциях, при проведении методических консультаций для наглядности используем различные презентации. На сайте библиотеки в разделе «Профессионалам» даем информацию для наших специалистов и библиотекарей города по самым разным направлениям библиотечной деятельности. Наш раздел сайта самый посещаемый, только за 2012 год посещения составили 85 195 раз.

Особо хочется рассказать об информационном бюллетене "Бiблiопрофi". Еще в 2006 году мы начали выпускать ежемесячное информационное издание, которое называлось «Библиопульс». Это издание отражало жизнь библиотеки, давало информацию о лучших мероприятиях, новинках методической литературы, отражало интересные новости культуры и жизни библиотек. С появлением сайта оно превратилось в интереснейшее издание «Бiблiопрофi», которое сегодня выходит ежеквартально.
Бюллетень, востребован среди сотрудников ЦГБ, библиотечных работников Нижнего Тагила, Горнозаводского округа и городов России. Он дает рекомендации, рассказывает о победителях конкурсов, дает полнотекстовые материалы и сценарии на скачку, методические рекомендации, сопровождая эти материалы фотографиями. Вот некоторые темы выпусков: "Список знаменательных дат, которые связаны с темой здоровья и здорового образа жизни"; "Календарные даты 2011 года"; сценарии массовых мероприятий для летнего отдыха детей младшего и среднего школьного возраста; материалы о воспитании экологической грамотности, экологической культуры, экологической нравственности россиян; о библиотечном обслуживании детей и подростков в библиотеке; материалы краеведческого семинара "Тагил на блюдечке" и работы победителей библиотечного конкурса МБУК "ЦГБ" "Тагил, ты дорог нам и мил", посвященного 290-летию Н.Тагила".
Количество просмотров материалов и статей всех выпусков «Бiблiопрофi» только в 2012г. составило – 18 762. Бессменный редактор бюллетеня – Шашкина Алена Леонидовна, зав сервисным центром ЦГБ.

В разделе «Профессионалам» размещены так же информация о библиотечных программах и проектах, информация о новинках методической литературы, об изданиях ЦГБ и много другого интересного для профессионалов материалов. Здесь же публикуется материалы с заседаний университета «Библиотекарь читающий».
В 2011г. в разделе создана новая рубрика «Интернет библиотекарю», где инфоблоках: «Сайты для профессионала», «Электронные СМИ», «Читаем журнал «Современная библиотека онлайн», «Справочные ресурсы Интернета», «Электронные библиотеки, - размещены аннотированные рекомендации полезных для библиотекарей сайтов.

С 2012 года методисты внедрили новую форму информирования специалистов МБУК «ЦГБ» - электронная рассылка методических материалов по электронной почте, что вызвало бурю положительных эмоций, мы получили благодарность от наших коллег, и весомую отдачу в виде увеличения спроса на профессиональную периодику и методическую литературу.

В течение года методисты и ведущие специалисты структурных подразделений МБУК «ЦГБ» постоянно оказывают консультационную и методическую помощь в подготовке и проведении мероприятий, организации процессов библиотечной деятельности своим коллегам, другим библиотекам и организациям города, библиотекам Горнозаводского округа. За год специалисты ЦГБ дают до 1500 методических консультаций.
В этом нам помогает хорошо укомплектованный фонд методической литературы (более 3000 экз.). Он как глоток воды, без которого невозможно движение вперед. И мы уделяем этому очень большое внимание. Мы выписываем почти всю профессиональную периодику (20 журналов) и методические пособия, направленные на организацию деятельности современной библиотеки, мы привозим из командировок пособия, изданные нашими коллегами из других городов и областной библиотекой, мы щедро делимся с гостями нашей библиотеки своими наработками. Мы ведем «Картотеку методиста» и «Картотеку сценариев» (18 ящиков), электронную базу методиста (более 4000 записей).

Наш опыт работы по отдельным направлениям библиотечной деятельности высоко оценен нашими коллегами. И поэтому информация о нем появилась на страницах профессиональных изданий: «Библиотека», «Библиотечное дело. XXI век», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Справочник руководителя учреждения культуры».
У нас беспокойный, любознательный, ищущий, идущий в ногу со временем и даже на шаг вперед, коллектив. Для себя мы выработали свой стиль работы: «Хороший библиотекарь должен постоянно учиться, быть интерактивным, любознательным, слегка голодным без информации. Только постоянно ищущий библиотекарь может стать лидером».
«Век живи, век учись!», – сказал как-то один мудрец, и был абсолютно прав!.

Назад

.


Источник: http://www.tagillib.ru/for_profi/biblioprofi/the-professional-competence-of-a-modern-librarian.php


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Профессиональная компетентность современного Что можно написать в книге для пожеланий

Конкурсы рба в 2017 году Муниципальное образование Шурышкарский район
Конкурсы рба в 2017 году Главная Сахалинская областная универсальная
Конкурсы рба в 2017 году ПАМЯТКА Переселение жителей ЯНАО из районов
Конкурсы рба в 2017 году Муниципальная информационная библиотечная
Конкурсы рба в 2017 году Брянская областная научная универсальная
Конкурсы рба в 2017 году ТолВИКИ
«Шантарам» читать - knigosite. org Вышивки лентами для начинающих. Какие иглы, швы Детский интернет магазин, брендовая детская одежда из США Запчасти к ЧПУ станкам TOPINCITY Как создать свой смайлик?